Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Все ли Вам понятно на сайте?
Да, все понятно
Нет, есть что спросить
Нет времени разбираться, ушел
Сложно, но разобрался


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Антимонопольная служба проверит топливо на автозаправках

31.05.2012, Экономика

Груз-инфо, gruz-info, Логистика, грузоперевозки, автопром, порты, контейнеры, доставка, перевозки, экспедирование, страхование грузов, шиномонтаж, складские помещения, склады, бензин, нефть, таможня, таможенный союз,  международные грузоперевозки, поставки, сопровождение грузов, ремонт дорог, дороги

    В июне Фе­дераль­ная ан­ти­моно­поль­ная служ­ба (ФАС) про­верит ка­чест­во топ­ли­ва на зап­равках и до­рабо­та­ет сог­ла­шения с неф­тя­ника­ми о мо­дер­ни­зации неф­те­пере­ра­ба­ты­ва­ющих за­во­дов. 

   Что от это­го вы­иг­ра­ют ав­то­моби­лис­ты и как бу­дет раз­ви­вать­ся си­ту­ация с це­нами на топ­ли­во, "РГ" расс­ка­зал замг­ла­вы ФАС Ана­толий Го­ло­мол­зин. 

   Це­ны на бен­зин на­чали рас­ти. Нам сто­ит бес­по­ко­ить­ся? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Инф­ля­ция с на­чала го­да сос­та­вила 2,1 про­цен­та. А це­ны на топ­ли­во уве­личи­лись при­мер­но на один про­цент, да и то, в ос­новном, из-за рос­та ак­ци­зов. Так что по­ка си­ту­ация впол­не при­ем­ле­мая. Сей­час на­мети­лось не­кото­рое се­зон­ное по­доро­жание топ­ли­ва, но ос­но­ва­ний для рез­ких скач­ков нет. 

   За­пасы, сде­лан­ные к ве­сен­ним по­левым ра­ботам, поз­во­лили свес­ти на нет спе­куля­тив­ную сос­тавля­ющую вли­яния се­зон­но­го фак­то­ра. 

   ФАС ак­тивно прод­ви­гала идею вве­дения гиб­кой шка­лы топ­ливных ак­ци­зов... 

   Ана­толий Го­ломол­зин: И сей­час про­дол­жа­ем это де­лать. Ми­нэнер­го с на­ми в этом воп­ро­се со­ли­дар­но. 

   В 2011 го­ду имен­но ак­ци­зы боль­ше все­го пов­ли­яли на сто­имость топ­ли­ва. По бен­зи­ну став­ки уве­личи­лись на 30 - 50 про­цен­тов в за­виси­мос­ти от клас­са топ­ли­ва, по ди­зелю - рост был от 90 до 130 про­цен­тов. С пер­во­го ян­ва­ря 2012 го­да ак­ци­зы на бен­зин под­росли еще при­мер­но на 30 про­цен­тов по всем клас­сам, а по ди­зелю по­выше­ние сос­та­вило от 50 до 60 про­цен­тов. Вмес­те с тем рост ак­ци­зов был сгла­жен сни­жени­ем цен на внеш­нем рын­ке, по­это­му топ­ливный ры­нок ос­та­вал­ся дос­та­точ­но ста­биль­ным. При неб­ла­гоп­ри­ят­ном раск­ла­де це­ны мог­ли из­ме­нить­ся за­мет­нее. 

   При та­кой за­виси­мос­ти от внеш­них рын­ков вве­дение гиб­кой шка­лы ак­ци­зов - впол­не ло­гич­но. Идея не по­хоро­нена, она про­дол­жа­ет об­суждать­ся в про­филь­ных ве­домс­твах. На­де­ем­ся, ее все-та­ки под­дер­жат. 

   В на­чале го­да вы го­вори­ли о том, что в Рос­сии нач­нет дей­ство­вать сис­те­ма мар­ки­ров­ки бен­зи­на на зап­равках. Уда­лось ее за­пус­тить? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Она уже дей­ству­ет. На всех зап­равках опе­рато­ры обя­заны вы­веши­вать ин­форма­цию о клас­сах топ­ли­ва, ко­торое там про­да­ет­ся. Она же фик­си­ру­ет­ся в кас­со­вых че­ках. ФАС под­пи­сала сог­ла­шение с Росс­тан­дартом о сов­мест­ных про­вер­ках АЗС на пред­мет соб­лю­дения тре­бова­ний о мар­ки­ров­ке топ­ли­ва. В июне пла­ни­ру­ем на­чать эту ра­бо­ту. 

   Ка­кие пре­тен­зии ФАС мо­жет предъ­явить зап­равщи­кам? 

Ана­толий Го­ломол­зин: Ес­ли опе­рато­ры не пре­дос­тавля­ют ин­форма­цию о ка­чест­ве бен­зи­на ли­бо вво­дят пот­ре­бите­лей в заб­лужде­ние, ука­зывая ее неп­ра­виль­но, это мо­жет расс­мат­ри­вать­ся как про­яв­ле­ние не­доб­ро­совест­ной кон­ку­рен­ции. Опе­рато­рам мо­жет гро­зить штраф от 100 до 500 ты­сяч руб­лей. 

   В прош­лом го­ду неф­тя­ники под­пи­сали с ФАС сог­ла­шения о мо­дер­ни­зации НПЗ. Как вы­пол­ня­ют­ся до­гово­рен­нос­ти? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: По 2011 го­ду план по вы­пус­ку топ­ли­ва, ко­торый был по­ложен в ос­но­ву сог­ла­шений, ком­па­нии да­же пе­ревы­пол­ни­ли. Ди­зель­но­го топ­ли­ва, к при­меру, про­из­ве­ли при­мер­но на 1,8 мил­ли­она тонн боль­ше, чем бы­ло за­яв­ле­но, ке­ро­си­на - на 400 тонн. 

   По су­ти, впер­вые за мно­го лет рос­сий­ские ком­па­нии на­чали серь­ез­но за­нимать­ся неф­те­пере­работ­кой. К со­жале­нию, это в зна­читель­ной сте­пени про­изош­ло под воз­дей­стви­ем пра­витель­ства. Воз­можнос­ти-то у них бы­ли и рань­ше. Неф­тя­ники не раз дек­ла­риро­вали свои на­мере­ния, по­луча­ли под это пре­ферен­ции, но, как пра­вило, объ­яв­ленные пла­ны мо­дер­ни­зации вы­пол­ня­лись в луч­шем слу­чае на­поло­вину. Это круп­ные иг­ро­ки. Они за­ни­ма­ют до­ми­ни­ру­ющее по­ло­же­ние на рын­ке. 

   Не­уди­витель­но, что у них по­рой по­яв­лялся соб­лазн вос­поль­зо­вать­ся си­ту­ацией и за­рабо­тать на соз­да­нии топ­ливно­го де­фици­та. Они во­об­ще не счи­тали нуж­ным вкла­дывать­ся в мо­дер­ни­зацию и пред­по­чита­ли бо­лее лег­кие пу­ти. К при­меру, вы­пус­ка­ли ма­зут и экс­пор­ти­рова­ли его. Но пос­ле то­го, как вы­воз­ные та­можен­ные пош­ли­ны на тем­ные и свет­лые неф­тепро­дук­ты урав­ня­ли, гнать ма­зут ста­ло не­выгод­но. Те­перь с эко­номи­чес­кой точ­ки зре­ния ин­те­рес­нее вы­пус­кать про­дук­ты с бо­лее глу­бокой сте­пенью пе­рера­бот­ки, име­ющие боль­шую до­бав­ленную сто­имость. Бо­лее то­го, дей­ству­ющая сей­час сис­те­ма ак­ци­зов сти­мули­ру­ет неф­тя­ников вы­пус­кать и бо­лее ка­чест­вен­ные свет­лые неф­теп­ро­дук­ты. Ска­жем, ак­циз на топ­ли­во 5-го клас­са го­раз­до ни­же, чем на топ­ли­во 2-го клас­са. 

   Где га­ран­тия, что на этот раз с мо­дер­ни­заци­ей все по­лучит­ся? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Есть сог­ла­шения, есть жест­кий конт­роль сра­зу со сто­роны нес­коль­ких ве­домств. Рос­технад­зор сле­дит за ис­полне­ни­ем обя­затель­ств по ре­али­зации конк­рет­ных про­ек­тов, осу­щест­вля­емых неф­тя­ными ком­па­ни­ями, Росс­тан­дарт - за вы­пус­ком про­дук­ции имен­но то­го ка­чест­ва, ко­торое бы­ло за­яв­ле­но в сог­ла­шени­ях. ФАС про­водит мо­нито­ринг си­ту­ации в це­лом. На­пом­ню, что мы име­ем пра­во при­менять к на­руши­телям санк­ции. Это обо­рот­ные штра­фы, а так­же изъ­ятие не­обос­но­ван­но по­лу­чен­но­го до­хо­да. 

   Тре­бова­ния в сог­ла­шени­ях, ко­неч­но, жест­кие, но не чрез­мерные. Это прог­рамма-ми­нимум, ко­торую ком­па­нии долж­ны вы­пол­нить, что­бы обес­пе­чить ры­нок топ­ли­вом в нуж­ных объ­емах. Рань­ше счи­талось, что мо­дер­ни­зация - лич­ное де­ло са­мих неф­тя­ников. Так бы­ло до тех пор, по­ка не су­щест­во­вало воз­можнос­ти не­допос­та­вок топ­ли­ва на ры­нок. Как толь­ко она по­яви­лась, по­надо­билось вме­шатель­ство со сто­роны. Это не сто­ит рас­це­нивать как дав­ле­ние на биз­нес. Ме­ры, ко­торые при­нима­ют­ся в рам­ках сог­ла­шений, пре­дуп­ре­дитель­ные. Они на­це­ле­ны на сох­ра­не­ние ста­биль­нос­ти топ­лив­но­го рын­ка. 

   И как обс­то­ит де­ло в этом го­ду? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: В це­лом гра­фик так­же вы­дер­жи­ва­ет­ся. У от­дель­ных ком­па­ний есть отс­та­вания, но они не при­ведут к не­допос­тавкам топ­ли­ва на внут­ренний ры­нок. Вмес­те с тем все-та­ки воз­никла не­об­хо­димость до­рабо­тать сог­ла­шения. Мы пла­ниру­ем за­вер­шить эту ра­бо­ту в июне. 

   У неф­тя­ников по­явят­ся до­пол­ни­тель­ные обя­затель­ства? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Нет. В сог­ла­шения прос­то бу­дут вне­сены не­кото­рые уточ­не­ния. Нап­ри­мер, по обя­затель­ствам ком­па­ний в от­но­шении сро­ков за­куп­ки и пос­та­вок обо­рудо­вания, а так­же ис­полне­ния пла­нов по стро­итель­но-мон­тажным и пус­ко­на­ла­доч­ным ра­бо­там. 


По данным: (-rossiiskaya.ru-)

Все новости >>